MedRich.ru - Массаж, Женское здоровье, Реабилитация, Красота, Диетология
 
 

Методика Монтессори

» Публикации » Публикации Полезно знать


Изначально эта методика была разработана для детей, у которых есть проблемы с развитием, поскольку М. Монтессори по образованию была врачом – детским психиатром, и  Монтессори  работала именно с отстающими детьми и добилась выдающихся результатов. Не дословно, но по сути она говорила следующее: ребенок - это не объект, а личность, которая имеет право прожить свою собственную жизнь, а не только реализовывать амбиции взрослых людей. Простая, казалось бы, и очевидная мысль, кто бы поспорил.

Но как часто в погоне за лучшими результатами, успехами сверстников оказывается, что мы, родители, стараемся не для ребенка, а для себя: хотим видеть детей такими, какими сами себе представляем, забыв об их особенностях, желаниях и способностях. Именно для того, чтобы изменить позицию взрослого в отношении ребенка М. Монтессори начала работать с обычными детьми, ибо по ее наблюдениям, дети, рожденные здоровыми, в результате усилий взрослых превращались в детей больных.

Особенности методики

Основополагающим является то, что это не то что бы методика, а педагогическая система, которой интересен ребенок весь целиком:  здоровье, и наследственность, способности, особенности, и его будующие перспективы. Поэтому основной  задачей является,  не научить ребенка конкретно чему-то, а создать такую развивающую среду, в которой ребенок за счет собственной деятельности, своего свободного выбора и высокой мотивации (высокой, потому что выбор свободный) освоит все, что ему необходимо для раскрытия своего потенциала.

Все ли дети могут заниматься по методике Монтессори?

Вообще мы детей никак не отбираем и не тестируем. Но мы очень внимательно и долго разговариваем с родителями. Необходимо, чтобы мы и родители были как бы на одной волне, потому что разрывать ребенка на части, когда родители ожидают и требуют одного, а педагоги другого – такое положение ребенку на пользу не пойдет. 

Кто важнее – педагог или родитель?

Безусловно, родитель. А если он не достаточно подготовлен, тогда его нужно готовить. Нет ничего интереснее, чем наблюдать за собственным ребенком. Мне кажется любой родитель, который это осознает, становится нашим сторонником.

  • До возраста 3 лет мы приглашаем родителей вместе с детьми и там происходит некий переворот в сознании родителей. Многим поначалу кажется, что дети выполняют совершено бессмысленные для развития вещи. Например, у нас есть такое упражнение, как переливание из одного кувшинчика в другой. Ребенок один день переливает, второй день переливает… Затем мама говорит: «Ну когда же он пойдет чем-то полезным заниматься?» Предлагаю посмотреть маме на это  с другой стороны: ваш маленький  ребеночек  должен подойти к полке, взять с нее поднос, на котором стоит 2 кувшина. Они стеклянные, поднос не уравновешен. В одном кувшине есть вода, в другом нет. Взять надо примерно с уровня груди. Чтобы это сделать, надо преодолеть свой страх, сосредоточиться, решиться. После того как ребенок решился он медленно-медленно дрожащими руками их несет. Дальше педагог показывает, что делать: он медленно берет и переливает. Когда берет ребенок – рука зажата, движения резкие, вода проливается – это опять стресс, его опять надо преодолеть. Надо понять, что ужаса не произошло, что есть ошибка и надо ее просто устранить, для этого нужно просто переключить ребенка на другой процесс – вытирание пролитой воды.

Как такие занятия сочетаются с походом в обычный детский сад?

Для ребенка пережить другой подход сложно. Тем не менее, психика человека так устроена – мы привыкаем ко всему. Лучше дать ребенку шанс хоть где-то расслабляться и заниматься тем, что хочется в данный момент, что интересно, чем вообще этого лишить из-за боязни перемен. Есть еще один плюс в такой ситуации – в достаточно раннем возрасте дети начинают понимать, что есть свои правила. Где-то они одни, где-то другие, и у ребенка появляется возможность приспособиться и научиться быть гибким. Самое главное, чтобы мама всегда была на стороне ребенка.

Как система Монтессори рассматривает отношения между взрослыми и детьми?

Это договорные отношения. У нас ребенок свободен – он волен сам выбирать, сколько ему делать, как ему делать, с кем, на каком уровне сложности использовать материал. Но есть правила, которые в некоторой степени ограничивают его свободу и защищают свободу всех остальных. Например, есть такое правило: если коврик на пути - коврик нужно обойти. Коврик – это чужое рабочее место и чтобы не испортить чужую работу, или не споткнуться об нее – нужно обойти. Мы стараемся, чтобы наши правила звучали легко и весело: «Мы друг другу не мешаем. Если просят – помогаем!»

Таким образом, завуалировано, мы учим детей с уважением относиться к тем, кто находится рядом с нами. Если мы хотим рассчитывать на уважение по отношению к себе – мы должны учить уважению к другим людям. Ребенок слышит это не на словах, он запоминает на собственном опыте, как и то, что происходит с ним в группе. Умение выбирать из большого количества возможностей – это то, что с трудом дается большинству взрослых. Наши дети не боятся пробовать, не боятся выбирать, не боятся отказываться от того выбора, который им не подошел. Умеют доделывать работу до конца, доводить все до результата, проверять сами себя.

Почему дети часто занимаются на полу?

Они могут ходить, стоять сидеть. Потому что потребность в движении у детей очень велика. И, ограничивая их движение, мы нарушаем ряд физиологических процессов, которые происходят вне нашего контроля. Поэтому, если ребенку удобнее работать, сидя на корточках, лежа, или на коленках – надо дать ему такую возможность. Дети 5-6 лет уже много времени проводят за столами.

Какова роль педагога? Проходят ли педагоги специальные курсы для работы именно по системе Монтессори?

Педагогов специально долго готовят по системе, и они сдают очень сложные зачеты и экзамены для того, чтобы весь материал, а это больше 400 материалов для детей от 3 до 6 лет, знать в совершенстве. Чтобы, глядя на любой предмет в руках ребенка, педагог хорошо понимал, что с этим можно делать. Руки педагога, как и хорошего пианиста, должны уметь с любым материалом работать автоматически. Чтобы ребенок занимал главное место в голове педагога, а не работа с материалом. В группе от 3 до 6 лет педагогов всегда двое. Первый базовый курс подготовки – 6 недель с утра до вечера. За это время можно получить необходимый базис, а потом много лет совершенствоваться.

Насколько такое раннее развитие приводит к тому, что ребенок и в дальнейшем поддерживает этот темп?

Каждый ребенок движется в своем темпе. У него просто не остается пустот. К примеру, ему понятна математика уже к первому классу. Он прошел через удовольствие, возможность решения примеров. Это именно получение удовольствия от процесса обучения. А такое невозможно ни забыть, ни растерять по жизни.

  • У нас нет никаких разграничений, группы разновозрастные.  Это обязательное условие для настоящей Монтессори-группы. Это дает очень много плюсов. Вот приходит младший ребенок – он автоматически исключает себя из сравнения. Он не будет соревноваться со старшими. Все материалы в группе в единственном экземпляре – каждый выбирает свою работу, никого ни с кем не сравнивают. Каждый может делать что-то в своем темпе, наблюдая за действиями еще 20 детей и осваивать эту среду. По мере освоения материала, мы предлагаем другой. Как? Расставляем его в определенной последовательности. И уже через пару недель дети очень хорошо понимают – чем дальше, тем труднее.

Дети после наших садов идут в разные школы и довольно хорошо там адаптируются. Они успешны за счет хорошего опыта общения. Они, как правило, создают ту среду и те правила, которые им удобны. Наши мамы часто рассказывают, что их дети приходят, например, в песочницу и говорят: сейчас мы будем играть в то-то и у нас будут такие правила. А остальные, даже не будучи в курсе дел, кивают и соглашаются. Когда он приходит в школу, где правила другие, проблемы могут возникнуть только в том случае, если ему не объяснили – какие именно правила. А если в первый же день объяснили – он начинает искать способ вписаться в эти правила, чтобы чувствовать себя комфортно.

 

Комментарии специалиста по методу Монтессори

 


Назад

 
 
Навигация:
 

 
   
 

 
 

детский массаж на дому

медцентр лаболатория москва дмитровская

Медицинский центр диагностики профилактики  и лечения ЭНДОМЕДЛАБ

Сдать анализы? Легко!

 

 

 

Скандинавская ходьба Инструктор

Приглашаем вас на групповую тренировку

 

Курсы классического массажа в Москве. Обучение массажу в группах и индивидуально.

 

 
 
 
 
 

Карта сайта.  Все права сохранены. 2011© Medrich.ru