MedRich.ru - Массаж, Женское здоровье, Реабилитация, Красота, Диетология
 
 

Лечебная физкультура и упражнения при акушерском парезе

» Публикации » Публикации Реабилитация и Лечение

  Акушерский паралич или парез это  повреждение плечевого сплетения из-за чрезмерного растяжения в родах или давления пальцев на шею и прижатия сплетения между ключицей и первым ребром. При этом,  паралич может быть  симптомом многих органических заболеваний нервной системы при  котором происходит  утрата или нарушение движений в одной или нескольких частях тела. Парезом называется состояние, при котором произвольные движения утрачиваются не полностью.

Мнения о возникновении этого заболевания разделяются:

• Повреждение плечевого сплетения возникают из-за чрезмерного растяжения последнего при родах или прямого давления пальцами акушера на область шеи и прижатия сплетения между ключицей и I ребром, что может иметь место при извлечении плода.

• Причиной возникновения плечевого плексита у новорожденных является перелом ключицы.

• Причиной возникновения являются натальные (родовые) травмы спинного мозга,  шейного отдела (А. Ю. Ратнер)


Основными задачами реабилитации пораженной руки являются:

  • Профилактика контрактур в суставах пораженной конечности   
  • Предупреждение атрофии мышц руки, надплечья, грудной клетки
  • Улучшение кровообращения в пораженной конечности, ее трофики
  • Стимуляция активных физиологических движений во всех суставах руки.

 
Лечение положением

Лечение положением является одним из первых реабилитационных и профилактических мероприятий проводящихся с первых дней после рождения ребенка.

  • Рука ребенка должна быть фиксирована в следующем положении: плечо отведено на 60°, ротировано кнаружи на 45°, рука согнута в локтевом суставе на 100-110°, в ладонь с полусогнутыми пальцами вкладывается и прибинтовывается ватный валик. Обеспечивается это положение руки за счет укладки,  так, чтобы головка плечевой кости находилась в суставной впадине. Правильное положение руки осуществляется в специальной шине. При этом один конец шины закрепляется на спине, другой фиксирует руку с отведенным плечом и согнутым вверх предплечьем (укладку руки ребенка в шине делает ортопед в поликлинике или в ортопедическом центре).           

В первом (остром) периоде заболевания осуществляются медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и лечебная укладка конечности.       

Массаж и физические упражнения

Массаж и физические упражнения. В под остром периоде заболевания (до 1,5 - 2 месяцев) применяются пассивные упражнения для пораженной конечности.

  • Перед началом занятий необходимо  немного согреть плечевой сустав ребенка теплой пеленкой в течение 10 мин, а затем теплыми руками сделать легкий поглаживающий, массаж надплечья, плечевого сустава, плеча. Затем перейти к очень осторожным пассивным движениям во всех суставах пораженной руки, сочетая эти движения с легким поглаживающим массажем всей руки.
  • Постепенно переходят к массажу всего туловища и конечностей (по возрасту и физическому состоянию ребенка) выполняются некоторые рефлекторные упражнения, основанные на врожденных рефлексах: Робинсона, Бабкина (верхний), шейно-тонические рефлексы.  
  • С месячного возраста массаж проводится дифференцированно. Для паретичных мышц: лопатки, дельтовидной, трехглавой, супинаторов и разгибателей кисти (кроме плечелучевой, а также длинных мышц спины) делают укрепляющие приемы массажа. Для мышц с повышенным тонусом, сгибателей руки, которые  склонны к быстрому формированию сгибательных контрактур, применяют расслабляющие приемы массажа, это подлопаточной мышцы, мышц передней поверхности, грудной клетки (большой грудной мышцы), двуглавой мышцы плеча, плечелучевой мышцы. 


Пассивная гимнастика,  движения в руке

Прежде всего необходимо фиксировать своей рукой плечевой сустав паретичной руки, а затем медленно, пластично проводить сгибание руки (верхней ее части) кпереди, разгибание кзади, отведение, приведение, ротацию плеча кнаружи и круговые движения, хорошо фиксируя плечевой сустав, сочетая все эти движения с легкой вибрацией.

  • В локтевом и лучезапястном суставах делают пассивные движения в двух направлениях, это сгибание и разгибание, а также обязательно повороты руки ладонью кверху (супинация). Эти движения, особенно последнее, надо проводить по нескольку раз в день, не менее 8 - 10 раз.
  • Большое внимание при проведении упражнений надо уделить пальцам, особенно движению 1 пальца кисти.

Такое многократное проведение упражнений в течение дня возможно только при помощи обученных родителей, поэтому обучение лечебной гимнастике  родителей должно быть обязательным.  Постоянное выполнение упражнений поможет избежать контрактур, трофических изменений в мышцах, тугоподвижности в суставах рук, закрепления порочных поз, поможет воспитать правильное (физиологическое) движение в суставах.

Активные самостоятельные движения и упражнения

С появлением активных движений в руке рекомендуется уделять особое внимание разгибанию руки с ее отведением, супинации, сгибанию в плечевом и локтевом суставах, способствовать увеличению объема движений при помощи упражнений и массажа предплечья.

  • Рефлекторные упражнения, это активные движения, которые основаны на безусловных рефлексах ребенка: рефлекс Робинсона (ребенок захватывает игрушку при касании ею ладони); рефлекс Моро (обхватывающие движения руками) вызывается при хлопке в ладоши вблизи от ребенка, похлопыванием по его ягодицам; шейно-тонические рефлексы; симметричный и асимметричный (изменение положения, рук ребенка в связи с изменением положения его головы, поворот или наклон),  рефлекс Галанта.

Активные движения вызываются у ребенка побуждением к самостоятельным движениям при обращении или возможности заинтересовать посредством включения тактильного, зрительного и слухового анализаторов ребенка.

  • Активные движения для пораженной руки первоначально даются в облегченных условиях: в теплой воде, при поддержке руки, лежа на гладкой поверхности.
  • При улучшении функционала движения в руке, выполняется  активное целенаправленное действие: просьба захватить игрушку, удержать ее, стимулировать опору на предплечья и кисти в положении лежа на животе (для облегчения этого положения вначале под грудь ребенка подкладывают валик или в несколько раз сложенную пеленку); Выполняют присаживание при поддержке за обе руки. Для облегчения этого упражнения, в самом начале необходимо уложить ребенка на спину так, чтобы голова и верхняя часть его туловища лежали на подушке  были приподняты.


Второй период заболевания и лечения

Начинается примерно со второго месяца жизни ребенка, когда у него появляются активные движения рук и ног. Задачами этого периода являются развитие и активная тренировка психики и моторики ребенка. В этом периоде, так же как и ранее, осуществляются задачи профилактики контрактур пораженной конечности, улучшения трофики тканей.

  • Пассивным упражнениям по-прежнему уделяют внимание, особенно подниманию руки вверх, разгибанию и отведению плеча с одновременной фиксацией лопаток, сгибанию в плечевом, локтевом суставах с супинацией предплечья.
  • Учитывая отставание психомоторного развития у детей с акушерским парезом, необходимо все эти специальные упражнения выполнять на фоне развития всего опорно-двигательного аппарата ребенка, его психического, речевого развития. Упражнения должны сочетаться с общим массажем. Подбирать комплексы упражнений надо в соответствии с истинным психомоторным развитием больного ребенка, а не с его биологическим возрастом.


Для того чтобы стимулировать у ребенка активные движения в  паретичной руке, можно применить метод «индуцированного ограничения»,  основанный  на  том, что чем чаще стимулировать пораженную конечность, тем больше она будет реагировать и быстрее восстанавливаться. Основной методикой этого метода, является ограничение движения в здоровой конечности путем ее фиксации на определенное время.

С 4-5 месяцем надо следить за тем, чтобы ребенок подносил руку ко рту ладонью, а не тыльной стороной, рекомендуется давать в пораженную руку соску, что бы ребенок пытался правильно взять и поднести ко рту.

Рекомендуется проведение физических упражнений в воде. Плавание с коррекцией движений рук ребенка взрослым и целенаправленные упражнения в ванне (+ 36 °С) помогают в решении специальных задач ЛФК (профилактика контрактур, предупреждение атрофии мышц руки, надплечья, грудной клетки, улучшение питания в тканях пораженной конечности, развитие активных физиологических движений во всех суставах руки, общее укрепление, оздоровление ребенка).

 

Внимание! Соблюдайте рекомендации лечещего врача, проконсультируйтесь со специалистом, если потребуется пройдите обучение.

 


Назад

 
 
Навигация:
 

 
   
 
19-11-2017
Значимость аэробного тренинга в реабилитации пациентов, перенесших инсульт
Значимость аэробного тренинга в реабилитации пациентов, перенесших инсульт... . Далее...
 
 

детский массаж на дому

медцентр лаболатория москва дмитровская

Медицинский центр диагностики профилактики  и лечения ЭНДОМЕДЛАБ

Сдать анализы? Легко!

 

 

 

Скандинавская ходьба Инструктор

Приглашаем вас на групповую тренировку

 

 

 

 
 
 
 
 

Карта сайта.  Все права сохранены. 2011© Medrich.ru